Имея в виду, что всякая болезнь есть не что иное как нарушение порядка сперва в отправлениях (действиях) снарядов и орудий или частей тела, а потом и изменение их вещественного состава, для излечения нужно, разумеется, прежде всего озаботиться о том, чтобы устранить причину нарушения и восстановить надлежащий порядок. Для этого нужно узнать, какой порядок, в каком месте и чем именно нарушен. Прежде всего нужно устранить вредное влияние, которым порядок нарушен, или так называемую ближайшую причину болезни. Если причина эта будет продолжать действовать, то, естественно, нет возможности достигнуть установления надлежащего порядка в теле.
Если человек объелся, расстроил себе желудок какой-нибудь вредной или трудноваримой пищей или же хотя и безвредной, но в несоразмерном количестве, и, захворав, продолжает делать то же самое, то и расстройство, конечно, должно продолжаться и усиливаться.
Если причиною болезни были холод и сырость, а больной продолжает подвергаться тем же влияниям, то болезнь также может только ожесточаться.
В первом случай самая важная врачебная мера лишение пищи и строгая воздержность до окончательного восстановления порядка; во втором сухое и достаточно теплое помещение.
При соблюдении этих уcлoвий, нарушенный порядок очень часто восстанавливается сам собой, потому что всякое живое тело противодействует всякому чем бы то ни было производимому на него впечатление. Всякий, так сказать, толчок, причиняющий движение в одну сторону, вызывает движение обратное, как бы отражающее, подобно тому как мы это замечаем и в безжизненных, но сколько-нибудь упругих телах.
Например, когда мы согнем трость и потом отпустим, то она, прежде чем выпрямится, согнется в противоположную сторону. Когда сильно натягиваемая веревка обрывается, то концы ее отлетают назад к местам прикрепления. Когда мы бросим камень или мяч оземь или об стену, они отскакивают каждый соразмерно степени своей упругости. В живом орудном теле (в животном организме), при чрезвычайно сложном его устройстве из бесконечно малых частиц и при разнообразных жизненных отправлениях каждой частицы и каждого снаряда, всякий внешний толчок или действие также вызывает отражающее противодействие. Такое действие и противодействие есть необходимое условие жизни. Организм может правильно жить только в такой среде, которая действует на него благоприятно, то есть доставляет ему все потребное для питания, ocвежения и очищения его состава, - для обмена веществ - и необходимые раздражения, возбуждения деятельности. Глаза без
раздражения светом, в постоянной темноте, слепнут; рука и нога без движения теряют силу и т. д. Вся внутренняя работа, вся жизнь тела состоит в беспрерывном обмене действия и противодействия целого организма с окружающей природой и каждой самому организму принадлежащей части и частицы с окружающими ее и связанными с нею такими же частями и частицами. Это непрерывное действие и противодействие, или совокупность всех органических отправлений, совокупность всего внутреннего движения в теле составляет органическую самодеятельность , основное свойство животного тела, и вообще называется жизненною силой.
Собственно противодействие, замечаемое в особенности при вредоносных, болезнь причиняющих влияниях, называется органическою реакцией. А так как было замечено, что живой организм, пострадавший от какой-нибудь вредоносной причины, т. е. заболевший, иногда сам собою, силою своего противодействия, может опять поправиться, исцелиться, то эту органическую реакцию в таких случаях называют также целительною силой природы.
Когда какое-нибудь внешнее влияние не только вредоносное, но даже безвредное и в известной мере необходимое, бывает так сильно, что на некоторое время преодолевает силу обыкновенного противодействия организма, то оно причиняет беспорядок в отправлениях того органа, который подвергся вредоносному действию, и, смотря по силе влияния, может иметь следствием даже постепенное изменение самого состава. Когда вредного влияния бывает столько, что расстройство отправлений пораженного органа окажется не очень значительное, временное, то сначала подавленная органическая реакция может постепенно оправиться и мало по малу, так сказать, оттолкнуть нанесенный вред, восстановить свой порядок. Такое восстановление порядка, само-исцеление да и вообще всякое исцеление даже посредством искусственного пособия, удобно совершается только тогда, когда в теле остается неповрежденных, здоровых частей гораздо больше чем больных. Когда же здоровых частей остается очень мало или вредное влияние так сильно, что совершенно подавляет органическую реакцию, то само-исцеление становится уже невозможным и требуется искусное врачебное noco6иe, которого успех, впрочем, так же зависит от степени расстройства и важности пораженных органов, т. е. от того же остатка здоровых частей.
Так как сохранение целости и порядка во всем телесном устройстве, зависит от правильного совокупного действия всех орудий и взаимного влияния (действия и противодействия) одного
на другое, то и всякое сколько-нибудь значительное внешнее влияние на одну какую-нибудь часть неминуемо переходит и на другую, находящуюся с нею в более близком соотношении. Например, кожа и легкие находятся в весьма близком соотношении, потому что оба суть дыхательные снаряды, служащие к освежению и очищению крови. Простуда кожи (задержание испарины) может причинить боль, ломоту, на том самом месте, где испарина задержана, но может причинить также и воспаление в горловых ветвях и в легких. Болезнь переносится с одного органа на другой.
Простуда в слабой степени, перешедшая с кожи на дыхательный снаряд, произведет простое ослизнение (катар воздухоносных путей, и его последствие - кашель. В таком случае органическая реакция, сначала подавленная, постепенно может оправиться, взять верх и дойти до само-исцеления. Ослизнение и кашель, как говорится, пройдут сами собою. При более сильном влиянии простуды, при более значительном подавлении органической реакции, когда простуда кожи причинит действительное воспаление легких и его последствия, местную непроницаемость легких для воздуха, изменение состава, уплотнение некоторой части легкого или так называемое опеченение и далее разложение, целительная сила природы одна уже не может справиться с болезнью: ей нужно содействиe окружающих обстоятельству благоприятствующих разрешению опеченения, т. е. нужно искусное лечение. В противном случай уплотнение будет распространяться, легкое сделается до того непроницаемо для воздуха, что дыхание прекратится и последует смерть от удушения или же образуются бугорки, разовьется чахотка.
Переход расстройства отправлений от одного органа на другой (перенос болезни), смотря по силе и свойству разнообразных вредных влияний, совершается более или менее быстро и ведет к более или менее скорому изменению состава пораженных органов. Быстрое и решительное изменение или прекращение отправлений, как при воспалении и опеченении легких, дает так называемую острую (скоротечную) болезнь, которая в непродолжительное время оканчивается или выздоровлением, или смертью,
или же переходит в продолжительное страдание. Медленное, постепенное вредное влияние производит постепенное изменение отправлений пораженных органов и такое же постепенное изменение их состава, или так называемую хроническую (длительную) болезнь. В последнем случае, при медленном развитии болезни, вредоносное влияние, постепенно изменяющее отправления и состав органа, не прекращают его деятельности, но дают ей другое направление и устанавливают новый особенный порядок. Этот новый болезненный порядок одного
страждущего органа, хотя имеет в свою очередь вредное влияние на другие органы и, следовательно, на весь телострой, однако же до известной степени может быть выносимым . Тело изменяет почти все свои отправления, однако же свыкается с новым порядком и продолжает жить, действовать и противодействовать по общим законам, только с некоторыми уклонениями и по своим особенным привычкам , по своему особенному направлению.
Бесчисленное множество различных вредоносных влияний, действующих или прямо на нас , или через передачу по наследству, в особенности же часто произвольное уклонение от природы, неведение или забвение настоящих потребностей организма и всякого рода излишества бывают причиною того, что людей безусловно здоровых на свете почти нет: у всякого естественный порядок внутреннего телостроя чем-нибудь да нарушен, всякий, если не страдает, так имеет расположение страдать какою-нибудь хроническою болезнью. Имеющий же расположение к какой-нибудь болезни, имеет значит хоть один какой-нибудь орган или снаряд слабосильный, остающийся невредимым только по отсутствию неблагоприятного обстоятельства. Совершенного равновесия сил в его теле нет, и совершенно здоровым он, стало быть, почитаться не может.