Человек здоров, когда все внутренние и внешние части его тела совершают свои отправления (действуют) как следует, в надлежащем порядке, правильно и безостановочно.
Наука различает в жизни человека три вида или три отдела, тено между собою связанные и одно от другого зависимые:
1) жизнь растительную, которая состоит из питания тела и выделения и извержения остатков и отслуживших частиц вещества;
2) жизнь животную, состоящую в надлежавшей способности всех орудий тела - зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса и двигательных мышц - к тем действиям, для которых они устроены и предназначены;
3) жизнь нравственную и духовную, умственную; жизнь чувства и мысли.
Для растительной жизни: пищеварительный и дыхательный снаряды, кровеносные сосуды (жилы), всасывающие сосуды, отделительные железы и т. д.; для животной: глаза, уши, нос, язык, мышцы, нервы и т. д.; для умственной головной мозг. Соединение нескольких органов, делающих одно и то же дело, как например желудок и кишки с принадлежащими к ним частями, железами и сосудами, называется снарядом; а самая деятельность органа или снаряда - отправлением.
Первое условие здоровья, т. е. правильности всех жизненных отправлений надлежащий порядок растительной жизни тела, питания и выделения. Тело наше и все части его сложены из незримо мелких частичек (ячеек), из которых каждая живет своею особенною жизнью, рождается, растет, питается, выделяет и распадается, однако может жить только при содействии и совместной жизни окружающих ее таких же ячеек. Питание и выделение, совершающееся в каждой ячейке, называется обменом веществ, Этот обмен веществ совершается постоянно. Стало быть, во всем теле и в каждой незримо малой частички его при жизни происходит непрерывное движение, так что можно сказатьжизнь есть движение. Когда движение в области растительной жизни, или обмен веществ, происходит правильно, постоянно равномерно, нигде и ничем не нарушается, тогда человек вовсе не чувствует этого движения, не чувствует, что у него есть тело. Присутствие рук, ног, глаз, ушей и прочих орудий действия он сознает только во время действий, которые исполняет ими. Внутренних же частей совсем не чувствует, исключая тех минут, когда ощущения голода и жажды дают знать о необходимости подбавить питательного материала, когда позывы дают знать о необходимости выкинуть остатки или когда общая усталость и сон требуют отдыха для мышц и двигательных снарядов.
Но когда правильность и равномерность
внутреннего движения наругшена в какой-нибудь части тела, хотя бы даже в малейшей группе (кучке) ячеек, тогда мы, при содействии нервов, .разветвленных по всему телу в виде мельчайшей сети, тотчас начинаем чувствовать неловкость, полноту, тяжесть, онемение, нытье или боль иногда в той самой части, где порядок нарушен, иногда в другой, даже очень далеко отстоящей. Так, например, случается, что желудок расстроен, а голова болит; ноги промочены, а в ухо стреляет; испарина на коже остужен, а грудь кашлем отбивает и т. д. Это происходить оттого, что в большей части случаев нарушение порядка отправлений в какой-нибудь одной области тела влечет за собою расстройство другой, находящейся с нею в связи. Если в одном месте внутреннее жизненное движение задерживается, затрудняется, то в другом она обыкновенно ускоряется, усиливается. В одном месте приключится застой, засорение, препятствие проходу паров и жидкостей; в другом от этого прилив и переполнение; в одном уменьшение и даже прекращение движения и питания, в другом непомерное усиление, ускорение того и другого. Значит, равновесие теряется.
А как скоро равновесие жизненного движения нарушено в каком-нибудь снаряде и отправления его становятся неправильными, то и самый снаряд постепенно изменяется в своем составе, От недостатка питания и движения он тощает, сохнет; от избытка и переполнения других частей распухает, разрастается и становится местом отложения веществ ненужных и даже совершенно ему чуждых .
Такое нарушение порядка в отправлениях различных частей тела и изменение в их вещественном составе называется болезнью, которая захворавшему, кроме разных видимых признаков и припадков , обнаруживается неприятными ощущениями, болью.
Казалось бы, что сохранить здоровье гораздо легче, чем вылечить болезнь: для сохранения здоровья стоит только вести естественный образ жизни, не нарушать законов природы; удовлетворять действительный потребности тела в необходимой мере, ни больше, ни меньше. Но на деле все это выходить очень не легко. С одной стороны общественное положение иногда ставит людей в невозможность выполнить все эти условия, принуждает уклоняться от природы и окружает вредоносными влияниями; с другой гpеxи отцов, наследственные страдания, передаются из рода в род; с третьей - неведение, непонимание настоящих своих потребностей, предрассудки и заблуждения; с четвертой и главной - собственная невоздержность и небрежность как нельзя более затрудняют сохранение здоровья и делают необходимым лечение болезней, которых число, благодаря тем же причинам , не только не уменьшается, но час от часу множится.