СМЕРТЬ КАК СИМПТОМ.
(страницы дневника)
О.В.Агринский. Москва. 2004г.
***
Сколько не рассуждай на тему смерти - этого сакрального состояния и диалектического понятия - сколько не описывай ее симптоматику, уже определение смерти, как "exitus letalis" говорит само за себя.
Это исход.
Исход жизни.
Но, если вдуматься, то и исход болезни.
То есть, абстрагируясь от внутреннего животного страха потери витальности, в каком-то смысле это вариант излечения от патологии.
Смерть суть отсутствие жизни.
Но смерть суть отсутствие болезни, поскольку, коль жизнь представлена болезненным состоянием, то раз нет такой жизни, то значит нет и такой болезни.
***
Понятие смерти настолько многогранно отражает физический и психо-эмоциональный спектр интерактивных отношений человека с внешним миром и, в том числе, с обществом (здесь под обществом можно понимать и глобальный социум, и ближний круг родных и близких пациента,и, конечно, врача, пользующего больного, и т.д.) - настолько, что даже попытки классификации ее проявлений вытягиваются в линейку конкретных проявлений и их градаций от простой констатации факта смерти до иллюзий и сновидений на эту пугающую тему.
И на этой линейке определяются координаты практически любых знаков, окрашенных словом смерть или проявлениями
смерти.
***
Для гомеопата таким масштабным мерилом обычно служит реперториум.
Например, реперториум J.T.Kent'а.
В нем присутствуют и мысли о смерти, и страх смерти, до помешательста.
MIND - DEATH - presentiment of - calmly thinks of death (СОЗНАНИЕ - СМЕРТЬ - предчувствие - спокойно думает, размышляет о смерти ) zinc.
MIND - INSANITY, madness - threatening destruction and death (СОЗНАНИЕ - ПОМЕШАТЕЛЬСТВО, БЕЗУМИЕ, сумашествие, бешенство - нависшая, неминуемая разрушение, гибель или смерть ) - TARENT.
И сны о смерти.
DREAMS - DEATH - dying - he has to die (СНЫ - СМЕРТЬ - умирающий - он умирает) nit-acid., sil.
И страх смертельной болезни и ужас неминуемой смерти.
И ощущение смерти и ожидание смерти.
MIND - DEATH - sensation of (СОЗНАНИЕ - СМЕРТЬ - ощущение, чувство aesc., Agn., Ars., camph., cann-i., cench., cic., Graph., kali-br., kali-n., nux-v., op., Phos., Plat., sil., verat.,
MIND - DEATH – dying, sensation as if (чувство, словно умирает, кончается) – acon, lyss, Sep, Sil, vesp (следом сноска перекрестной рубрики Delusions – dying [умирающий] – he)
GENERALS - WEAKNESS - death, as of approaching (ОБЩИЕ - СЛАБОСТЬ - словно от приближения смерти) Arsen., oleander.
И приближение смерти, и ее приход, и сам процесс угасания жизни или агония.
MIND - UNCONSCIOUSNESS - lies as if dead (СОЗНАНИЕ БЕЗ СОЗНАНИЯ - лежит, как мертвый- arn.
MIND - DEATH - agony before death (агония перед смертью) – ACON, gels, plat. (следом сноска перекрестной рубрики Ailments - death)
И сама смерть, как явная, так и мнимая.
GENERALS - DEATH APPARENT (ОБЩИЕ - ЯВНАЯ СМЕРТЬ) Acet-acid., arn., bell., china., coloc., laur., merc., nit-acid., phos-acid., phos., stram.
Причем и неотвратимость, и неминуемость отражается в симптоматике не только абстрактно, но и в определении вполне обозримого и предсказуемого отрезка времени.
В том числе и самим больным.
MIND - DEATH - presentiment of - soon and that she cannot be helped; believes that she will die (СОЗНАНИЕ - СМЕРТЬ - предчувствие - скорой и что ей никто не сможет помочь; уверена, что она должна умереть) Agn.
MIND - PROPHESYING - predicts the time of death (ПРОРОЧЕСТВУЕТ, ПРЕДСКАЗЫВАЕТ - предсказывает время своей смерти) - ACON., Arg-n.
Вплоть до euthanasia (эвтаназия [эйтаназия] - легкая смерть, безболезненный уход из жизни, умерщвление неизлечимых больных - phos.).
***
Для врача такой плюрализм проявлений этого понятия – клиническая задача: разъять манифестации данной сущности!
Что это?
Психо-эмоциональные перверсии внешнего восприятия и внутреннего ощущения, за которыми душевная болезнь, а не действительно деструктивный процесс умирания?
Или такая сила страданий – не приводящих к смерти, но дающих пациенту ощущения ее скорой неминуемости?
Или действительно имеющий место физический уход пациента?
Со слов Ганемана (Органон пар. 10):
«Он - покойник (мертвый, труп), и теперь подчиняется только силам внешнего физического мира; он распадается, и вновь разлагается на свои химические составляющие (составные части)».
***
Исключительность значения этого слова (смерть) и в действиях, которые должны за ним следовать (или не следовать), и в настроенности на смысл этого слова (как врача, так и больного).
***
Но мне хочется здесь отступить от привычного клинического осмысления этого понятия, этого термина…
Настолько его суть шире и глубже всех сформулированных для него определений.
И не только из-за обособленности статуса пациента, когда возникает это слово в оценке этого статуса.
В первую очередь в осознании статуса врача, оперирующего понятием смерти, применительно к ипостасям жизни.
***
В перечне нозологий смерть, наверно, единственная, которой не досталось места, и для диагностики которой оказывается достаточно одного единственного симптома - отсутствие признаков жизни – и мало того, что достаточного, но к тому же и патогномоничного.
Что делать, но факт - это то состояние, к которому единым вектором стремится и болезнь, и здоровье.
Причем, увы, независимо от усилий врача.
Это та категория, с которой необходимо считаться, оценивая силу лекарств, которые в большей степени союзники смерти, чем жизни, при взаимодействии с больным (да и со здоровым) организмом.
Смерть как симптом может появиться в
мыслях или на устах больного вначале, как иллюзия или как страх (или даже у здорового - скажем у ребенка или подростка), и утвердиться в той боли, которая сопровождает накопившуюся несостоятельность нашего бренного существования.
И сила этого симптома подогревается порой парадоксальным и мучительным желанием продлить эту (зачастую такую же мучительную) бренность.
Желанием по-человечески (да и по-животному) естественным!
Хотя и разным по силе при той или иной патологии, или в том или ином возрасте!
Желанием жить, соседствующим с парадоксальными психо-эмоциональными реакциями, в виде мрачных оттенков суицидальной мотивации, или смертельного ужаса ощущения (осознания) неминуемости, или агональной материализации смерти.
***
Смерть как симптом должна требовать от врача в последнюю очередь действий, а в первую очередь - мыслей о том, к чему эти действия могут привести?
Не превратят ли лечебные мероприятия акт последнего и стойкого излечения в кромешный и мучительный ад - ад может быть более страшный, чем тот, что уготован нам после смерти.
***
Что делать, но человечество, цепляясь за жизнь, множит болезнь, противясь тому естественному исходу, который целительно проводит селекцию потенциальной жизнеспособности будущих поколений, вымарывая порок на всех этапах онтогенеза - от внутриутробного до сенильного, от семейного до социального и национального.
***
Смерть как симптом - это Божий перст! И порой препятствовать этому указующему персту для врача равносильно потаканию гордыни, возносящей посвященного лекаря над Божьим промыслом.
***
Обязанность врача, его долг - следовать за природой, а не за цивилизацией.
Его долг - не продлевать муки - явные физические и скрытые гедонистические, а избавлять от мук, ибо больной сам не в состоянии понять, чего он хочет, может и должен желать (болезнь трансформирует не только восприятие, но и трезвый анализ).
Ведь человек, отравленный цивилизацией и этим омороком порабощенный, в массе своей желает патологии.
А врачебный долг - избавлять человека даже от гипотетических признаков возникновения патологических проблем.
***
Поскольку все пороки общества взращены человеком, а избавление от них, как физически, так и социально, окрашено нравственными законами, которым эта патология не соответствует, то в общепринятом рациональном пути развития социума скрыта аллопатическая сущность, которая доминирует и в социальной медицине, и в государственных гигиенических актах.
Там, где болезнь могла быть остановлена, там где на уровне НЕвынашивания плода или вследствие другой причины бесплодия НЕ вызревал бы деструктивный плод, там где множатся и безо всякого карантина сохраняются аморальные социальные группы, где накапливаются деструктивные генуинные пороки (СПИД, наркомания, гомосексуализм и пр.), уже генетически ведущие к самоуничтожению - там материальная цивилизация и физически, и социально ставит природе заслон в виде псевдогуманного патронажа
под маской (а правильнее сказать под личиной) мнимой курабельности.
И врач, подчиняясь социальной доктрине, сам поддерживает торпидное течение этих моровых язв, бережно сохраняя глобальную патологию, поглощающую кое-где еще сохранившиеся семена здорового генофонда.
***
Врачебный долг повсеместно подменен, где страхом, где самоуверенностью ограниченного или извращенного знания.
Долг перед чужой жизнью, подменен страхом за свою.
Предназначение, дар исцеления, данные врачу, как посвященному, стали средством к существованию..
А дар нельзя продать.
Торговать даром?..
***
Для людей врач - это жрец, священник, иерей...
Но цивилизация превращает веру души в религию государства, а таинство врачебного искусства в технологию унитарной профессии.
Гиппократ уподобил служение врача факелу.
Огню очистительному.
Все начинается и заканчивается в огне.
Жизнь человеческая - это только вспышка!
Яркая, как молния.
Или слабая, как огонек сигареты.
И паутина может вспыхнуть, как порох, и осветить, пусть и на мгновение, тьму кромешную.
А старое ватное одеяло может тлеть часами и дольше, распространяя зловоние.
Вспышка жизни.
Миг смерти.
И в растлении жизни - уже с рождения тлен смерти.
Где смерть как симптом.
И кому, как не гомеопату известно, что и как надо делать.
Именно у него в руках дар знания, как излечить жизнь, и как не множить болезнь.
Именно гомеопат знает, не должен забывать сам и обязан проповедовать другим, что в патогенезе каждого лекарства, испытанного изначально природой, а затем врачами, уже заложено руководство к действию - действию, которое основано на истинном подобии патологии и препарата и в котором духовному и физическому излечению способствует даже смерть как симптом.
_______________________________________
Литература.
БИБЛИЯ. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское Общество, 1998.
Boericke W. Homoeopathic Materia Medica. Second Brotish Edition, 1993.
Clarke J.H. The Prescriber.The C.W.Daniel Company Ltd. Health science press. Ninth edition (completely revised and reset), 1972.
HAHNEMANN S., Organon, Sixth edition. B.Jain Publisher PVT.Ltd, 1996.
Kent J.T. Repertory of the homoeopathic Materia Medica. B.Jain Publisher PVT. Ltd, 1993.
Vermeulen F. Synoptic Materia Medica. Merlijn Publishers. Netherlands, 1992.
Vithoulkas G. Materi Medica viva. Homeopathic Book Publishers. London. 1995-1998. Volumes 1-6.